Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:

– принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;

– формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;

– лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;

– нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;

– внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;

– государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;

– создание системы экологического аудита;

– стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;

– создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;

– обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. (в ред. Федеральных законовот 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), … ,от 14.07.2022 N 268-ФЗ,от 14.07.2022 N 343-ФЗ)

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).

Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ. (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

(В редакции федеральных законов от30.10.2002№132-ФЗ, от10.01.2003№17-ФЗ, от01.10.2003№129-ФЗ, от22.08.2004№122-ФЗ, от09.05.2005№45-ФЗ, от02.07.2005№80-ФЗ, от31.12.2005№206-ФЗ, от30.12.2006№266-ФЗ, от 22.12.2008 №272-ФЗ)

Блок законопроектов по экологической безопасности.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.

(в ред. Федеральных законовот 30.12.2001 N 196-ФЗ, … ,от 02.07.2021 N 357-ФЗ,от 04.11.2022 N 429-ФЗ).

Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 84-ФЗ).

(Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ.

(с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ).

Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.

Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.

(с изменениями от 10 января 2003 г., 29 июня 2004 г.)

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001).

Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.

Федеральный закон «О финансировании особо радиационноопасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 №29-ФЗ.

Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Блок законопроектов по природным ресурсам.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.

Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.

Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).

Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).

Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ. (в ред. Федеральных законовот 30.06.2003 N 86-ФЗ, … ,от 05.12.2022 N 509-ФЗ,от 06.02.2023 N 13-ФЗ)

Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.2001 № 163-ФЗ.

Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 № 101-ФЗ.

Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.

Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.2001).

Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.

Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.

Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.2001).

Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.2001 № 49-ФЗ.

Информирование населения об экологическом просвещении

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя».

Е. Евтушенко.

Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.

Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.

В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11). В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.

Муниципальные общедоступные библиотеки, в соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды:

— осуществляют информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности;

— распространяют экологические знания в рамках системы всеобщего и комплексного экологического образования, что включает:

разработку и проведение образовательных программ и циклов по экологии;

организацию и проведение экологических и природоохранных акций;

воспитание экологической культуры;

эколого-краеведческую работу;

формирование экологической культуры;

методическую поддержку работы библиотек по экологическому просвещению.

5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

Глава государства распорядился образовать организационный комитет по проведению Года экологии. Председателем назначен руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов. Правительству поручено обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению Года экологии. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого Года экологии.

Полный текст Указа:-

«В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю:

Провести в 2017 году в Российской Федерации Год экологии.

Образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года экологии.

Назначить председателем организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Иванова С.Б.

Председателю организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года экологии утвердить состав организационного комитета.

Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года экологии.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года экологии.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания».

1 августа 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, что 2017 год в России будет также объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Мероприятие приурочено к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – «Баргузинского».

Проведение Года ООПТ позволит привлечь внимание общества к вопросам сохранения природного наследия. Особо охраняемые природные территории – это одна из самых эффективных форм природоохранной деятельности, позволяющая полностью или частично изъять из хозяйственного использования земли и сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие в России и на планете в целом.

Таким образом, у 2017 года было две главные темы — развитие заповедной системы и экология в целом. При этом с 2017 года вступает в силу большинство экологических реформ, заложенных в принятых поправках в законы. Речь идет, прежде всего, о регулировании выбросов и сбросов по наилучшим доступным технологиям и революционных нормах закона “Об отходах”, вступившего в действие на нашей территории с 01.01.2019года.

«Даже самые умные и правильные законы не смогут кардинально изменить экологическую ситуацию, если большинство из нас по-прежнему будут считать себя лишь наблюдателями окружающего мира. Экология должна стать образом жизни. Тогда мы сможем оставить нашим потомкам нечто большее, чем техногенную пустыню» (Тезисы V Невского международного конгресса, май 2012 г., г. Санкт-Петербург).

Проблемы экологии выходят в современном мире на первый план, поскольку касаются всех и каждого. Не секрет, что результатом бездумного отношения человека к окружающей среде стали необратимые нарушения экологической обстановки во всем мире. Катастрофическое исчезновение растений и животных, нарушение водного и воздушного баланса на планете – это результат не только роста объема выбросов вредных производств, загрязнения поверхностных вод и т.д., но и полного отсутствия элементарных знаний природных процессов. Обретение экологического мировоззрения, воспитания не может происходить на абстрактном уровне и даётся человеку через личный опыт и практическую деятельность.